Принтеры: бум соседствует со спадом
RSSБум бюджетных лазерных принтеров предсказуем. Причина тому все та же дистанционная работа, которая требует не только безбумажных технологий, но и получения достаточно большого количества распечаток. Большинство офисных тружеников привыкли к лазерной печати и поэтому домой приобретают лазерные устройства, но, по понятным причинам, бюджетные. Это мы прекрасно видим в свежих данных IDC по российскому рынку: в сегменте монохромных устройств с лазерной технологией печати поставки в штуках увеличились на 65,3% (!) квартал-к-кварталу в другом сегменте со скоростями печати до 20 стр./мин.
Разумеется, продажи таких моделей активнее всего идут в розницу. Возможность централизованных закупок корпоративными клиентами принтеров для своих работников на удалении, конечно, присутствует, но их доля относительно невелика. Поэтому переведенные в режим удаленной работы сотрудники, в большинстве случаев сами оснащают свой SOHO, внезапно ставший остроактуальным. Заметим, что пользователям потребовалось время, чтобы понять актуальность современной печати для домашнего офиса — во втором квартале, когда активно покупали ноутбуки для сотрудников работающих дистанционно, российский сегмент устройств лазерной печати демонстрировал спад во всех категориях, по данным IDC.
Ритейлу нужно ловить момент и продвигать востребованные лазерные модели, требуя с вендоров всевозможную оперативную поддержку — рекламой, товарными кредитами и т. д. Надо «ковать железо, пока горячо», понимая, что такой бум продлится недолго — емкость открывшегося спроса невелика, хотя бы потому, что у многих дома уже есть принтеры. Дополнительные массовые запросы на недорогую монохромную печать будут быстро удовлетворены, поэтому реселлерам нужно смотреть по сторонам, рассматривая возможности расширения продаж в смежных сегментах, пока еще не охваченных бумом.
«Смежный» массовый сегмент с решениями для монохромной печати в SOHO, как легко видеть, один — сегмент цветной офисной печати. Заметим, что сейчас акцент стоит делать именно на продаже цветных принтеров: сегмент менее освоен, во-первых, и, во-вторых, получил новый драйвер, актуальный для домашних условий, — все поняли, что дистанционное обучение для школьников оказывается всерьез и надолго. Если для старшеклассников/студентов может быть достаточным монохромный принтер, то учащимся младшей/средней школы по понятной причине хочется цвета, хочется яркости, чем ритейлу и следует воспользоваться.
В извечном противостоянии лазерные/струйные для рассматриваемого нами сегмента домашних/SOHO устройств в настоящее время покупатели делают акцент на лазерных моделях, обращая внимание на себестоимость и на водостойкость отпечатка. Однако для этого сегмента актуальны струйные печатающие устройства, находящиеся в некогда узкой нише между бюджетными решениями (цена отпечатка у них может быть велика) и девайсами с фирменными системами непрерывной подачи чернил (они более громоздки и для дома в большинстве случаев избыточны).
Рост присутствует и в сегменте «с цветом», но менее выразительный: в сегменте цветной лазерной техники увеличились поставки в категории до 10 стр./мин, но только на 1,6%, чуть лучше идут дела в более старшей — 11-20 стр./мин — где рост составил 5,6%. Струйные устройства печати показывают рост в категории 11-20 стр./мин, продажи в которой увеличились на 5,8%. Во всех остальных «струйных» по данным квартала мы видим спад. Напомним, что во втором квартале устройства струйной печати демонстрировали подъем на фоне общего спада сегмента: тогда «струйные» показали рост как в штучном — на 13,5%, так и в денежном выражении — на 24,1%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным IDC. Очевидно, что рост продаж в сегменте лазерных устройств для дома обошел продажи в струйном сегменте — рынок-то не резиновый.
Воспользоваться ситуацией рынку нужно, по возможности, быстро. Перспективы продаж принтерной техники не радужные. Рынок, как мы видим, имеет весьма ограниченный объем, пользователи быстро удовлетворяют свой спрос, как текущий и отложенный, так и будущий, а поэтому за всплеском продаж последует неизбежный спад, о размерах которого можно только догадываться.
Увеличение объемов домашней печати естественным образом приводит к снижению объемов печати офисной. Тяжелых дорогих принтеров нужно все меньше — заметим, что российский рынок принтеров за квартал в общем вырос на 11,7% в натуральном выражении и при этом на 3,9% сократился в деньгах! — что указывает на спад востребованности тяжелой техники для офисной печати. Скорее всего, уменьшается потребность в расходных материалах для офисных систем печати, что не может не волновать как поставщиков расходных материалов, так и компании, обеспечивающие модный сервис «печать как услуга» с оплатой по количеству отпечатков. С этими тенденциями увы, ничего поделать невозможно.
Рынок принтеров для промышленной печати в третьем квартале начал восстанавливаться после кризиса, связанного с пандемией коронавируса: в глобальном сегменте рост составил 36% относительно второго квартала 2020 года, а в штуках отгрузки выросли на 52%, по данным IDC. Крупнейшим сегментом тут остаются широкоформатные принтеры, продажи которых увеличились на 52% и 36% в количественном и денежном выражении, соответственно. Напомним, что к сегменту аналитики также относят УФ-модели для прямого нанесения изображения на объемные предметы (так называемые решения Direct-to-Shape), текстильные принтеры и устройства для печати этикеток/упаковок. В пятерке лидеров — Hewlett-Packard., Canon, Epson, Mimaki и Roland — тут изменений нет.
Ситуация в сегменте офисной печати приведет к появлению дополнительных доходов у интеграторов и других поставщиков бизнес-софта. Бизнес-процессы в компаниях и user experience многих пользователей в моментах, так или иначе связанных с процессами печати, претерпевают серьезные изменения. Сообразно этим изменениям нужно вносить коррективы в EPR-, CRM- и docflow-системы, чтобы процессы оставались удобными, а иногда и вообще возможными. Например, работник обладает технической возможностью отправить документ на офисный принтер из любого места, в том числе, и с удаленной работы (для подачи на подпись, для пересылки корпоративными курьерами и т. д.), но как быть, если печать будет реализована только при вводе кода или после прикладывания карты? Можно, конечно, переправлять документы по почте сотруднику, который физически находится в офисе и просить его сделать соответствующие манипуляции или, предположим, сообщать ему свои коды от принтера, но все это будет, мягко говоря, не оптимально. Очевидно, что надо вносить коррективы на уровне регламентов, маршрутов документов и доступов к ним, чтобы система отвечала новым реалиям. Задача технически несложная, но требующая большого количества «мелкой штопки».
Ситуация требует повышенного внимания службы безопасности — принтеры традиционно являются объектами повышенного внимания со стороны хакеров. Значительная часть торпедированных атак на информационной системы предприятий, как неоднократно отмечали и службы безопасности, и вендоры, используют уязвимости принтеров, которые являются такими же важными составляющими информационной инфраструктуры предприятия, как ПК, серверы, маршрутизаторы, «облака» и пр. Принтеры — а также «умные камеры», VoIP-телефоны, офисные IoT-устройства и т. д. — могут быть использованы как «точки входа», с помощью которых хакеры проникают в сеть предприятия, закрепляют свое присутствие в ней и начинают поиск других незащищенных устройств, чтобы перемещаться по сети в поисках учетных записей с более высокими привилегиями, способными предоставить доступ к ценным данным компаний, как отмечает Microsoft в своем корпоративном блоге по вопросам ИБ. Очевидно, что к домашним печатающим устройствам хакеры тоже будут проявлять внимание. Пусть из-за относительной простоты их будет проблематично использовать для торпедированных атак на всю инфраструктуру, но доступ к принтерам удаленных пользователей может оказаться весьма полезным для ряда задач промышленного шпионажа, так как через них тоже можно добраться до ценных данных компании, о чем также следует помнить специалистам по безопасности.
Как видим, ситуация с «новой реальностью» вносит коррективы не только в «облачные» и серверные сегменты рынка, а прямо или косвенно затрагивает все ниши. ИТ-компаниям, которые пока выигрывают от наступления «новой реальности», нужно очень быстро оценивать изменения и быстро реагировать на них, так как ситуация может заметно меняться от квартала к кварталу и от сегмента к сегменту, что мы видели на примере принтеров. Тут мы приходим к важности адаптивного маркетинга, о чем говорит Gartner как об обязательном элементе выживания в современных условиях, но эти вопросы касаются не только специфики рассматриваемого нами сегмента офисной печатающей техники.
Источник: Обозреватель CRN/RE